Я всегда удивлялся: как люди ухитрились изобрести хлебопечение? Ведь для получения простого вроде бы и привычного всем хлеба требуется целый ряд манипуляций, додуматься до которых можно, лишь заведомо представляя конечный результат.
На деле же все, возможно, было проще. Поскольку — поэтапно. Не так, что вначале изобрели батон, затем булку, из неё сделали пирожное и, наконец, торт. Хотя пожалуй, и это было. Но позже.
Вначале требовалось изобрести батон. То есть собственно хлеб.
Вообще первым приготовленным блюдом, вероятно, было жареное мясо. Для которого нужны два компонента: огонь и само мясо. И изобрести жаркое просто, если находишь не сгоревшие после пожаров тела животных и имеешь достаточно ума, чтобы сопоставить мясо и огонь. Возможно, на огне обжаривали и корни, орехи, злаки. Куда сложнее додуматься до варки. Возможно, идея использовать кипящую воду родилась у людей, живших возле термальных источников.
Второй вариант: если при обжаривании корни и плоды начинают подгорать, то логично полить водой. Собственно, это уже попытка «совместить» огонь и воду. Отсюда недалеко до идеи готовить в воде. Остается придумать, как это реализовать… А это люди всегда хорошо умели.
Получить же кипяток можно и не имея посуды. Например, наполнив водой углубление в камне и опуская туда раскаленные камни. Углубление в камне можно и сделать. Или в дереве — такой способ кипячения позволяет использовать и деревянную «посуду».
Как ни странно, камни для кипячения воды используют до сих пор.
Кипяток есть, посуда тоже. Можно готовить мясо, злаки, корнеплоды! Хотя мясо, наверное, проще и вкуснее жарить, а вот остальное — варить. И люди изобретают кашу, то есть — вареное зерно. В Сети есть информация, что использовать злаки в пищу люди стали примерно за 15 тыс. лет до н.э., но это уже неолит, давно настало время всеядных хомо сапиенс…
Скорее всего, злаки начали употреблять гораздо раньше. Есть свидетельства, что их ели еще некоторые неандертальцы. Возможно, не от хорошей жизни — но похоже, при необходимости они умели этим питаться и готовить.
Еще неплохо бы изобрести сковороду, но это как раз несложно. Мясо можно жарить на вертеле, а можно на жарочной поверхности. Например, на камне, положенном посреди костра.
Кашу можно улучшить, размолов зерно в муку. Так быстрее готовится и легче усваивается. Это нам, при наших переработанных продуктах, необходима грубая и жесткая пища. А люди древности решали иные задачи и вели совсем другой образ жизни.
И мучные каши и супы надолго входят в рацион земледельцев. Есть они и в русской народной кухне, да и в нашей. Что, по-вашему, такое манная каша?
Остается один шаг: не уследить за готовящейся кашей, позволив воде выкипеть, а каше (неважно, из муки или зерна!) запечься или поджариться.
И мы получим блин. Точнее, млин, так это блюдо называлось первоначально у русских, точнее даже у праславян. Блин — млин — мука — молоть… Блин — «всего лишь» блюдо из муки, возможно, действительно простейшее мучное блюдо: поджаренная мука с водой, то есть поджаренное тесто. Замешать и вылить на раскаленный камень, что может быть проще?
Блин или лепешка есть, наверное, почти у всех народов. Или у всех, знающих земледелие. Но мы сейчас, как, вероятно, делали и первоначально в истории, жарим блины. Жарим в сковороде на плите. А говорим: «Печь блины». Вероятно, это русское выражение пришло из русской же кухни, для которой действительно характерно приготовление пищи в печи.
Скорее всего, собственно печь пищу научились очень рано. Задолго до появления печей. Те же злаки, корнеплоды, яйца, да, пожалуй, и рыбу или мясо можно печь в грунте, в земле или песке, под костром. Но чтобы испечь таким образом лепешку, нужна посуда. Или нужна собственно печь, а не просто костер или даже очаг, в котором можно лишь варить или жарить.
Вероятно, печь как таковую изобрели лишь с освоением холодных территорий, и ее первоначальная цель — обогрев.
Хотя у печи есть еще одно назначение: производство. Печи для обжига керамики, кирпича, особенно для выплавки металла — как раз более вероятны для теплых регионов, того же Плодородного полумесяца с его производством меди и бронзы.
Впрочем, есть информация, что древнейшая найденная к настоящему времени печь, предположительно предназначенная для хлебопечения, датируется 9 — 12 тыс. до н.э., временем неолитической революции. Это самое начало перехода к земледелию… Правда, печь найдена в Иордании, все в том же Плодородном полумесяце. Возможно, обилие дикорастущих злаков позволяло собирать их в значимых количествах?
Сложнее с изобретением дрожжевого хлеба. Да, собственно, получить его вроде бы несложно: присутствующие в воздухе дрожжевые споры могли попасть в случайно оставленное надолго тесто. Так надолго, что дрожжи успели размножиться и «сработать». Можно, заметив улучшение качества хлеба, намеренно оставлять его на воздухе.
Но как выделить сами дрожжевые микроорганизмы? Или додуматься добавить в тесто пену с бродящего пива?
В Сети находится лишь информация, что люди начали использовать дрожжи в хлебопечении примерно во 2 тыс. до н.э. в Египте.
Но как?
Возможно, кто-то попросту взял часть «поднявшегося» теста и добавил ее в свежее тесто, ничего не зная ни о микроорганизмах, ни об инфекциях. Хотя нет, об инфекциях-то представления наверняка были. И в том, что происходило с хлебом (или с пивом, если к нему дрожжи применили раньше), вполне могли заподозрить нечто заразное.
Это могло быть и магическое действо: попытка передать часть свойств «улучшенного» теста через передачу его части — то же заражение, только магическое.
К этому времени давно изобретена и керамическая посуда, и печь, так что хлеб можно выпекать не только в форме лепешек. Но о многообразии видов выпечки разговор отдельный…
Источник: shkolazhizni.ru